В Мире | 2011-05-22

Российский МИД - между Триполи и Бенгази

76484

Российский МИД готов к переговорам в Москве с делегацией Каддафи и надеется на скорый приезд делегации ливийских повстанцев из Бенгази. Формально вроде бы хорошо. Я бы даже сказал – успех, если бы не одно но: абсолютно не ясно, что конструктивного может предложить гостям российская дипломатия, если, конечно, не считать сакраментальной формулы "Ребята, давайте жить дружно".

Возможно, ошибаюсь, но меня не оставляет ощущение, что российская позиция по Ливии как была с самого начала, так и по сегодняшний день остается шаткой. Сначала Москва позволила Совбезу ООН 17 марта принять ливийскую резолюцию, хотя как признает г-н Лавров, российские дипломаты прекрасно видели нечеткость ряда формулировок и возможность, так сказать, расширительного толкования документа. Теперь Россия фактически вынуждена признать, что нашим желанием быть конструктивными и никому не мешать защитить гражданское население Ливии от налетов авиации Каддафи, воспользовались беспардонно.

Париж, Лондон, Рим, а за ними легко просматривается и Вашингтон, уже давно решают под прикрытием резолюции Совбеза, которую мы так неосмотрительно позволили принять, вовсе не задачу обеспечить Ливии мирное небо, а задачу свержения режима Каддафи. Вопрос, отчего была проявлена столь наивная вера в благие намерения Запада, остается без ответа. Поистине странная оплошность. Тем более, непонятная, если вспомнить весь прошлый опыт нашего общения с западными партнерами, который говорит лишь о том, что каждая договоренность с ними должна быть выверена на двести процентов. В данном случае этого, к сожалению, не произошло. Благое стремление уменьшить в Ливии кровопролитие, обернулось, в результате, наоборот, увеличением в стране насилия.

Не видно четкости и в других действиях МИДа. С одной стороны, мы все время говорим о необходимости искать пути для прекращения в Ливии огня и начала переговоров. С другой, почему-то не желаем стать членом контактной группы по Ливии, хотя формально как раз она и призвана способствовать общей политической координации международных усилий по нормализации ситуации в стране. Если бы Россия была членом этой группы, было бы, вероятно, проще эту формально провозглашенную задачу перевести в фазу конкретных дел.

Любопытно, что первоначально Москва отреагировала на решение о создании такой группы позитивно. Еще в марте г-н Лавров говорил: "Если все это поможет более четко выполнять резолюцию Совбеза ООН, то это будет полезно". Но позже тон заявлений заметно изменился, и МИД стал все чаще говорить о том, что контактная группа не должна подменять собой Совбез ООН. И что вообще Москве нет необходимости присоединяться к группе, поскольку она - член Совбеза. Между тем, на мой взгляд, логичнее, если уж мы допустили оплошность в самом Совбезе, постараться всеми доступными способами исправить ее на любой другой возможной площадке. В том числе и в рамках контактной группы.

Похоже, наш МИД пока не определился и в отношении противников Каддафи, которые до последнего времени именовались у нас чаще всего мятежниками и лишь после того, как стало известно о возможном приезде в Москву делегации из Бенгази, их стали называть повстанцами. Поправка, которая, естественно, не может остаться незамеченной. Правда, пока визит отложен, но г-н Лавров выразил по этому поводу сожаление и одновременно надежду, что делегация в ближайшее время в Москву все же прибудет.

Вот это, полагаю, совершенно верная позиция, которая вполне отвечает заявленному стремлению России прекратить кровопролитие в Ливии. Кто бы ни был противником Каддафи, он, думаю, ничуть не хуже представителей ХАМАС, с которыми, как известно, наши дипломаты, ради мира на Ближнем Востоке, уже не раз контактировали и даже водили хамасовцев на экскурсию в Кремль. Почему бы не показать Царь-колокол и делегации из Бенгази.

Все это не снимает, однако, вопроса, поставленного вначале: каким образом Москва надеется примирить непримиримых противников в одиночку? Да к тому же, еще обиженно игнорируя контактную группу по Ливии.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник: www.rian.ru/world/